Настоящий гуран

«Иду я на работу, по улице имени Столярова. Гляжу, появились на зданиях неряшливые трафаретные надписи в потеках дешевой капээрэфовской краски «Атаман Семенов - палач». Надо же, думаю, какие странные вещи пишут последователи не самого человеколюбивого вождя Сталина».

В №3 от 15 января 2010 года в газете «Ваша Реклама» была опубликована статья обозревателя Забайкальского информационного агентства Александра Тарасова «Настоящий гуран», в которой речь шла об Григорие Семенове.

Буквально сразу после выхода газеты Забайкальский крайком КПРФ обвинил обозревателя «Забинфо» в нанесении порчи чести политической партии КПРФ. В адрес редакции пришло письмо из крайкома КПРФ за подписью Юрия Ляхова с требованием опровергнуть информацию, содержащуюся в публикации «Настоящий гуран». Особое негодование секретаря крайкома вызвал следующий фрагмент текста статьи:

«Иду я на работу, по улице имени Столярова. Гляжу, появились на зданиях неряшливые трафаретные надписи в потеках дешевой капээрэфовской краски «Атаман Семенов - палач». Надо же, думаю, какие странные вещи пишут последователи не самого человеколюбивого вождя Сталина».

В этой связи редакция публикует ответ журналиста партийному функционеру:
Секретарю крайкома КПРФ
Ю.И.Ляхову
Уважаемый Юрий Илларионович!
По поводу Вашего обращения в редакцию «Вашей рекламы» позвольте разъяснить следующее:
Употребленное в моей статьей выражение «капээрэфовской» не относится к официальной деятельности Вашей политической партии, поскольку данное выражение отсутствует в ее официальном названии и документах. В этой связи, Ваши ассоциации, на мой взгляд, являются надуманными, поскольку аббревиатуру КПРФ можно «расшифровать» по-разному, например: «Краска для Политических Рисунков на Фаянсе».

Вопрос уместности употребления тех или иных выражений в СМИ, слава Богу, решается их редакциями, а не Забайкальским крайкомом КПРФ.

Что при этом имел в виду автор, в статье выражено достаточно ясно, официальная деятельность КПРФ никак не имелась в виду: в статье начисто отсутствуют утверждения, что КПРФ занимается производством краски, статья, если Вы не поняли, вообще не про краску.

Поэтому мы также вынуждены были обратить внимание на три обстоятельства:
1) Вы заявляете, что КПРФ не занимается производством краски, но обходите молчанием вопрос, используете ли ее в своих целях;
2) Как Вы пишете, «наша партия боролась против присутствия имени атамана Семенова в списке имен, участвующих в конкурсе «Великие люди Забайкалья»»;
3) Как следует из Вашего обращения, Вы хорошо осведомлены, что «средств производства надписей «на заборе» имеется достаточно много и далеко не самых дешевых».

Поскольку все это содержится в официальном обращении крайкома КПРФ, то соответствующим образом самохарактеризует деятельность КПРФ, очевидно, гораздо больше, нежели неоднозначно понимаемое слово в моей публикации.

В связи с вышеизложенным нам представляется, что никаких разумных оснований для оценки упомянутой Вами публикации в качестве «обвинения в административном правонарушении» не существует. А Ваше утверждение, что мы квалифицировали деятельность Вашей партии как «мелкое хулиганство» является клеветническим.

Как следует из приведенной Вами цитаты, в производстве надписи «Атаман Семенов - палач» обвиняются конкретно «последователи не самого человеколюбивого вождя Сталина».

Если политические взгляды и репрессивная практика сталинизма является идеологией Вашей партии, то КПРФ должна быть немедленно запрещена.

Если нет, то Вам нечего обижаться на «последователей не самого человеколюбивого вождя Сталина», коли Вы и другие члены - не его последователи.
Александр Тарасов, обозреватель «Забинфо».

Ниже мы приводим полный текст статьи «Настоящий гуран», опубликованной в газете «Ваша Реклама» №3 от 15 января 2010 года.

«Казаки считали Григория Семенова казаком, буряты — бурятом, монголы уповали на него как на защитника их интересов, даже евреи видели в нем заступника и покровителя. Как ни странно, - писал в свое время Леонид Юзефович, - все, что говорилось и писалось о Семенове, почти правда. Он был и тем, и другим, и третьим, равно как не был никем. Маски нужны тому, у кого есть лицо, Семенов же многолик. В этом году со дня рождения легендарного атамана исполнится 120 лет.

Иду я по улице имени какого-то революционера Столярова. Гляжу, появились на зданиях неряшливые трафаретные надписи в потеках дешевой капээрэфовской краски «Атаман Семенов – палач». Надо же, думаю, какие странные вещи пишут последователи каннибалов, не стесняющиеся украшать свои кабинеты портретом не самого человеколюбивого вождя Сталина.

Давайте начнем вот с чего. В свое время русские казаки сумели вписаться в местные условия Забайкалья, потому что стали сродни местному населению. Да, общение с «инородцами» сыграло свою роль и в этнографическом изменении типа забайкальского казака. «Потомки донских и яицких казаков давно уже изменили тип лица и самый характер своих предков, которые вошли в Сибирь без жен: в Минусинском и Нижнеудинском округах татарки, а за Байкалом и в Тунке бурятки, в Нерчинском тунгуски делались родоначальницами новых поколений...» — отмечалось в стародавнем «Историческом и статистическом очерке о пограничной линии Восточной Сибири с Китаем». Так русские в Забайкалье стали «гуранами», местным вариантом суперэтноса со своей оригинальной культурой, открытой в равной мере и западу, и востоку. Ярчайшим представителем этого типа был Григорий Михайлович Семенов.

Человек из Куранжинского караула

Он родился 13(25) сентября 1890 года в забайкальской станице Дурулгуевской, точнее в одном из ее караулов — Куранжинском, расположенном на правом берегу Онона. Его отец, Михаил Петрович, был местный уроженец, казак с сильной примесью бурятской или монгольской крови, а мать, Евдокия Марковна, в девичестве Нижегородцева, происходила, видимо, из старообрядческой семьи.

Основным источником богатства караульских казаков был скот. В семеновских табунах ходило до полутораста лошадей, овечьи гурты насчитывали три сотни голов. Пастухами были буряты. На зимние пастбища они угоняли стада в Монголию, и хозяева часто ездили туда проведывать свой скот. Отсюда любопытная закономерность: чем богаче был казак, тем с большим уважением относился он к кочевникам, знал их язык, обычаи, имел представление о буддизме.

Объединенные принадлежностью к казачьему сословию, буряты и русские в пограничных с Монголией районах нередко роднились между собой. В караульских станицах люди со смешанной кровью составляли большинство. Напротив, крестьяне, особенно переселившиеся в Забайкалье после столыпинской реформы, кочевников презирали, а их образ жизни считали разновидностью безделья.

В Куранже, где большая часть жителей была неграмотна, Семенов-старший считался образованным человеком. Его домашняя библиотека хранилась в семи ящиках, причем среди этих книг имелись сочинения по буддизму и по истории Монголии. Сам будущий атаман, как и вся отцовская родня, с детства свободно говорил по-монгольски и по-бурятски.

В 1914 году Семенов служил в Нерчинском полку, где он, видимо, осознал, что его знание Монголии может ускорить карьеру административную или дипломатическую, но в казачьем полку абсолютно бесполезно. Семенов решил выйти в отставку и поступить во владивостокский Институт восточных языков. Война помешала осуществить этот замысел.

Самурай по телу и духу

Современник писал о забайкальских казаках: «Эти освоители евразийских пространств, эти «пари», как они сами меж собой перекликаются («паря»), поражали меня своей способностью быть у себя в самых глухих углах Центрального Курдистана. В этих гиблых местах наши читинцы, аргунцы, нерчинцы и др. рысили на мохнатых коньках своих, как у себя дома, ходили дозорами, разведывали, языка добывали, и все это проделывали, так сказать, в терминах своей забайкальской географии: ущелья оставались у них и здесь «падями». Эта удивительно естественная приспособляемость типична лишь для обитателей евразийских просторов, она есть «свойство духа, как бы сжимающего громадные пространства через их уподобление».

Среднего роста, с кривыми ногами номада, необъятной грудью и громадной, рано полысевшей головой, Семенов обладал редкой физической силой. Прекрасный наездник, он при своей массивности был быстр и ловок в движениях. Позднее официозные семеновские газеты писали, будто прежде всего богатырская сила и рыцарское умение владеть холодным оружием и привлекли к атаману благосклонное внимание японцев, увидевших в нем самурая по телу и духу. Его личная храбрость вне сомнений.

Чингисхан, Хубилай и Хулагу для Григория Семенова не безличными элементами геополитической концепции, а реалиями того исторического времени и тех мест, где жили и действовали они сами. В Монголии время имело иную плотность, нежели в Европе: нынешний Богдо-гэген был восьмым перерождением индийского подвижника Даранаты, жившего почти три столетия назад, Амурсана мог явиться в образе Джа-ламы с маузером на боку. Когда Семенов рассчитывал возродить империю Чингисхана его планы отчасти зиждились на способности забайкальских казаков «сжимать громадные пространства через их уподобление». Только в данном случае речь шла о пространствах не географических, а исторических, разделенных столетиями, а не верстами. Потому что Семенов был другой, неевропеец, эта способность досталась ему от степных предков, его замыслы были естественны и потому казались вполне осуществимыми. Со временем, подчинив себе все казачьи силы в Забайкалье, Семенов стал неограниченным властителем огромного края. В отличие от лидеров «белого дела», которые стремились к сохранению унитарного государства в составе России и прогадили большевикам страну, Семенов претендовал на роль регионального военного и даже политического лидера. Задачей Семенова было создать на территории Забайкалья «самостийное» государство при поддержке Японии, что было вовсе не утопией.

Восток – дело тонкое?

С присущим ему здравым смыслом атаман предпочел сделать упор на самом себе как личности, а не на какой-то своей особой политической платформе. Это было тем легче, что он обладал врожденным даром мимикрии. Перед представителями союзных миссий в Китае Семенов являлся в образе демократа, японцы видели в нем олицетворение русского национального духа. Для сторонников единой и неделимой России он — сепаратист, лелеявший планы передачи Монголии российских земель за Байкалом, для позднейших русских фашистов — масон, создавший у себя в армии «жидовские части», для следователей с Лубянки — фашист, еще в годы Гражданской войны носивший на погонах знак свастики (этот священный для буддистов символ вечного круговорота жизни («суувастик») был эмблемой Монголо-Бурятского конного полка имени Доржи Банзарова, чьим шефом считался Семенов).

Семенов перебывал и в первых патриотах из «стаи славных», и в предателях родины. Он мог расстреливать эсеров, чего не делали ни Колчак, ни Деникин и Врангель, но он же в итоге допустил их в правительство, на что другие белые вожди так и не решились. Он называл себя «борцом за государственность», но опирался на вечных врагов государства — уголовников, хунхузов, даже анархистов. Омск и Москва видели в Семенове не более чем японскую куклу, но в Токио опасались его излишней самостоятельности в восточных делах. Одни писали о нем как о грубом необразованном казаке, другие напоминали, что он является почетным членом харбинского Общества ориенталистов, специально изучал буддизм, издал два стихотворных сборника, говорит по-монгольски и по-английски. Развязанный его именем свирепый террор заставлял содрогнуться всякое перевидавших колчаковских офицеров, но при этом сам он не был ни фанатиком, ни извергом. Диктатор областного масштаба, он не послал ни одного солдата за пределы Забайкалья. За мягкость часто принимали его беспринципность, за безволие — расслабленность хищника перед прыжком. В этом — сила, позволившая ему продержаться у власти дольше, чем любому другому из вождей Белого движения.

Очевидно, в год 120-летия Григория Семенова и 90-летия победы красных в гражданской войне в Забайкалье, которая превратила край в великую экономическую пустыню, имеет смысл попытаться лучше понять эту яркую неоднозначную фигуру в нашей истории, а не мазать стены через трафарет».





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/