Соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических связей через границу

Тезисы выступления начальника Пограничного управления Николая Волкова на совещании в администрации области «Об итогах реализации Программы социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы»

На территории Читинской области дислоцируется 10 пунктов пропуска через границу, из них 3 пункта пропуска на российско-монгольском участке границы и 6 на российско-китайском. Аэропорт г. Читы открыт для международных полетов.

Анализ пропускных операций в пунктах пропуска расположенных на участке Читинской области свидетельствует о стабильном росте объемов пропуска через границу лиц, транспортных средств и грузов.

Наиболее динамично внешнеэкономические связи обеспечиваются в пунктах пропуска Забайкальского транспортного узла, через которые осуществляется до 60% грузооборота России с Китаем и обеспечивается пропуск через Границу более 30% лиц. Основная нагрузка ложится на два пункта пропуска, это самый; крупный на востоке России «МАПП Забайкальск» и железнодорожный грузовой пункт пропуска Забайкальск.

Для указанных пунктов пропуска характерен стабильный ежегодный рост объемов пропуска через границу лиц, транспортных средств и грузов. Наиболее динамично, свыше 20% в год росли объемы пропускных операций в железнодорожном грузовом пункте пропуска. За период с 2000 года и по настоящее время они выросли примерно 2,4 раза.

Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» сдан в эксплуатацию в 1998 году. За прошедший период времени объемы пропускных операций в данном пункте пропуска выросли более чем в 2,2 раза, через границу проследовало более 5,7 миллионов человек и 850 тысяч транспортных средств.

С 28 ноября 2005 года пункт пропуска функционирует в круглосуточном режиме.

Значимость Забайкальского транспортного узла и его пунктов пропуска через границу, в обеспечении внешнеэкономических связей России и Китая, неоценима, а в условиях реализации выбранного российским руководством курса, их значение всемерно возрастает.

Хочу подчеркнуть, что деятельность пунктов пропуска через государственную границу строго регламентирована международными договорами, соглашениями и законодательством Российской Федерации.

Особенностью структуры пунктов пропуска, расположенных на территории Читинской области, является то, что порядок их функционирования, условия взаимных поездок граждан, транспортного сообщения через границу регламентированы договорами и межправительственными соглашениями с двумя соседними странами - Китаем и Монголией.

Правовое регулирование на границе с Китаем обеспечивается 5 межправительственными соглашениями и одним соглашением в форме обмена нотами (по упрощенному порядку
пропуска российских граждан в торговый комплекс «Маньчжурия»). Железнодорожные перевозки регламентированы действующим, с 1951 года, Советско-Китайским пограничным железнодорожным соглашением.

На российско-монгольском участке границы, регламентирующими актами международного характера, является один договор и 3 межправительственных соглашения. Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности должны знать и на практике применять весь спектр документов международно-договорного характера.

Кроме международно-договорных документов, имеющих высшую юридическую силу над внутренним законодательством, порядок пересечения границы лицами, транспортными средствами и грузами регламентирован российским законодательством. Это целый перечень законов и правительственных нормативных актов. К основным относятся:

• ФЗ «О государственной границе Российской Федерации»,
• Законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,
• «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
• таможенный и воздушный кодексы Российской Федерации.

Наряду с указанными выше законодательными актами некоторые вопросы, связанные с пересечением границы, нашли свое отражение в уголовном, административном и уголовно-процессуальном Кодексах РФ.

Анализ соблюдения участниками ВЭС международных договоров, российского законодательства свидетельствует, что законопослушность многих участников, как юридических, так и физических лиц, желает быть лучшей. Так в 2005 году, за нарушения порядка и правил пересечения границы к административной ответственности пограничными органами было привлечено более 150 российских граждан, из них практически все – жители Читинской области.

Наиболее часто встречающимися видами правонарушений являются:

• нарушения режима в пунктах пропуска,
• попытки незаконного перемещения через границу товаров и грузов,
• использование для пересечения границы чужих документов,
• невыполнение гражданами законных требований должностных лиц пограничных органов.

Имели место факты демонстративно-шантажных действий, выражавшихся в блокировании работы направления выезда из России российскими гражданами, следующими в торговый комплекс «Маньчжурия».

На канале туристической деятельности, рядом туристических фирм Читинской области, организующих направление российских граждан в КНР и прием граждан КНР в рамках Соглашения между Правительствами России и Китая «О безвизовых групповых туристических поездках» от 29.02.2000 г., допускались различные нарушения положений статей данного Соглашения, а именно:

• несвоевременный выезд китайских туристических групп,
• отсутствие одного или более туристов при возвращении на Родину,
• а также были выявлены случаи, когда китайские граждане вместо туристических целей следовали для производства работ на российской территории.

Отмечаются случаи несвоевременного возвращения в Россию российских граждан и использование данного канала для направления в Китай российских проституток.

В пунктах пропуска пограничного управления остаются высокими показатели задержания товаров и грузов, перемещаемых в нарушении установленных правил, особенно это, характерно для Забайкальского транспортного узла, так в 2005г. было выявлено 817 таких попыток на сумму более 27 миллионов рублей.

В 2005 году не прекращались попытки вывоза через пункты пропуска пограничного управления, дислоцированных на российско-китайском участке границе, разделанной бронетехники, замечу, что реализация указанного лома может осуществляться только на внутреннем рынке, и если в 2004 году автомашины с указанным грузом следовали только через МАПП «Забайкальск», то в 2005 году подобные случаи были выявлены в пункте пропуска «Олочи». По фактам попыток вывоза лома бронетехники информировалось
командование СибВО, и правоохранительные органы. По некоторым случаям были возбуждены уголовные дела.

Продолжают иметь место факты выявления грузовых железнодорожных вагонов, как правило, с лесом, не заявленных к перевозке и без документов. Отмечаю, что случаи выявления грузовых железнодорожных вагонов, следующих на выезд из Российской Федерации без установленных на право пересечения государственной границы документов, далеко не единичные. Так за 2005 г. было выявлено и непропущено 17 подобных вагонов (16 с лесом и 1 с нефтью). Все это происходит на фоне хищнической заготовки древесины, для последующего вывоза в Китай и использования подложных документов о законности ее происхождения.

В 2005 году была пресечена попытка использования пункта пропуска «Верхний Ульхун» в качестве транзитного, для провоза через него товаров китайского производства в обход установленных правил.

В заключение своего короткого выступления хочу отметить, сто деятельность пунктов пропуска через границу находится в сфере нашего постоянного внимания. В связи с переводом МАПП «Забайкальск» на круглосуточный режим работы нами наращиваются силы и средства. С 1 февраля будет обеспечена круглосуточная работа направления оформления легкового автотранспорта при въезде в Россию, а со второй декады февраля будет организована работы и на направлении выезда из России.

В 2006 году в МАПП «Забайкальск» и железнодорожном пассажирском пункте пропуска «Забайкальск», планируется провести масштабные работы по внедрению современных программно-аппаратных комплексов и развертыванию информационных центров, что позволит более качественно и с меньшими временными затратами осуществлять контрольно проверочные операции в пунктах пропуска через границу. Ряд процедур будет осуществляться с использованием средств вычислительной техники (автоматизированная идентификация и учет автотранспорта посредством считывания их государственных регистрационных номеров). Высвобождающийся личный состав будет использоваться на более напряженных и значимых направлениях. Работы по техническому переоснащению органов пограничного контроля профинансированы из федерального бюджета и включены в Гособоронзаказ на 2006 год.

Полагаю, что принимаемые нами практические меры и планируемые организационно-технические мероприятия позволят в перспективе увеличить объемы пропускных операций в пунктах пропуска Забайкальского транспортного узла и создать более комфортные условия для лиц, следующих через границу. Думаю, что будет устранен ряд причин и условий для противоправной деятельности, а законодательство будет соблюдаться всеми участниками внешнеэкономических связей.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/