Основные усилия нацелены на укрепление конституционной законности

Выступление 09.02.06 на совещании «Об итогах реализации Программы социально - экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы»

С учетом поставленных задач Генеральным прокурором, состояния законности и правопорядка в области, основные усилия прокуроров были нацелены на укрепление конституционной законности, соблюдение бюджетного, налогового, природоохранного
законодательства, а также соблюдение социальных прав граждан, в т.ч. на своевременную оплату и охрану труда, предоставление качественных коммунальных и иных потребительских услуг и др.

При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов органами прокуратуры области выявлено 27953 нарушений закона, 1489 незаконных правовых актов, на которые принесено 1430 протестов; внесено 5075 представлений.
К административной, дисциплинарной ответственности привлечено по требованию прокуроров 1773, предостережено 799 лиц. Почти половина выявленных нарушений - в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина (43%).

В суд предъявлено свыше 6 тысяч исков на сумму около 125 миллионов рублей, что почти в 3 раза больше чем в 2004 году.

Органами прокуратуры возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел.

Показатели значительно превышают год предыдущий, и дело не в них. Для большинства прокуроров главное состояло в том, чтобы их вмешательство реально обеспечивало защиту прав и интересов граждан, общества и государства, чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в стране преобразований.

Одно из них реформа местного самоуправления.

В связи с проводимой реформой местного самоуправления прокурорами выявлено свыше 1200 нарушений, оспорено 9 законов области, 125 уставов (или каждый третий) и 55 иных муниципальных правовых актов. В результате прокурорского вмешательства 94 законодательных акта уже приведены в соответствие с законом, из них 64 устава. В связи с этим необходимо добиться совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ОМСУ) завершения организационного этапа реформы и законности всех уставов.

Особое внимание прокуратурой уделяется защите прав социально-незащищенных слоев населения.

В 2005 году проделана большая работа в связи с принятием ФЗ № 122 от 22.08.04 «О монетизации», приняты меры реагирования:

• в адрес Администрации Читинской области в связи с несвоевременной разработкой нормативной базы,
• внесены представления в адрес руководства ЗАО «Роста», не обеспечивающего в полном объеме поставку лекарственных средств в Читинскую область
• и председателю комитета здравоохранения.

По результатам внесенного представления Пенсионным фондом области осуществлены перерасчет и доплаты к пенсии 3 тысячам пенсионерам на общую сумму 5,7 миллионов рублей.

Приняты меры реагирования по незаконному взиманию платы одновременно с 2-х пенсий за стационарное обслуживание инвалидов и участников ВОВ, прекращена практика удержания сумм переплат пенсий, образовавшихся вследствие несообщения в органы
пенсионного фонда о фактах трудоустройства пенсионеров. Отныне при вынесении решений об удержании переплат пенсий учитывается вина работодателя.

Сейчас в стране идет работа над национальными проектами.

На их реализацию в текущем году направляются миллиарды рублей. Внушительный   объем бюджетных средств налагает на государственные органы большую ответственность и задача власти - рачительным образом довести эти ресурсы до конечной цели до реальных получателей. Президентом прокуратуре поставлена задача совместно с органами финансового контроля проверить законность и целевое использование этих бюджетных средств. Я сегодня на коллегии прокуратуры уже поставил прокурорам задачу в данном направлении и хотел бы предостеречь от любой попытки использовать эти средства не по назначению.

При осуществлении надзора за исполнением бюджетного законодательства основные усилия направлялись на пополнение доходной части бюджетов всех уровней, исполнение расходных обязательств, обеспечение целевого расходования средств. Принятыми мерами предотвращено незаконное расходование бюджетных средств в сумме 28 миллионов рублей, их нецелевое использование в сумме 422,0 тысяч рублей, по результатам
рассмотренных судами исков возвращено в бюджетную систему области свыше 7 миллионов рублей.

Немалых трудов стоило прокуратуре, вплоть до решения вопроса в Верховном Суде РФ, добиться от органов государственной власти области отражения в доходной части бюджета доходов, получаемых бюджетными учреждениями от предпринимательской
деятельности, а это не много ни мало - более 250 миллионов рублей.

Проблема недостаточного финансирования учреждений здравоохранения вылилась в совершение главными врачами уголовно-наказуемых деяний при расходовании средств фонда обязательного медицинского страхования. В 2005 году возбуждено 5 уголовных  дел в отношении руководителей учреждений здравоохранения, использовавших 19 миллионов рублей на цели, не предусмотренные законом, состоялось уже 2 обвинительных решения суда.

В органы прокуратуры систематически поступают жалобы граждан на качество оказания медицинской помощи, в том числе и обоснованные. Судами области в прошлом  году постановлены обвинительные приговоры в отношении 9 врачей, по 4 уголовным делам последствием профессиональной небрежности и легкомыслия явилась смерть потерпевших. В настоящее время на рассмотрении судов находится еще два уголовных дела.

Вопросы соблюдения налогового законодательства и полноты мер, принимаемых налоговыми и правоохранительными органами по взысканию налоговых платежей, обсуждались на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области.

Для исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками - физическими лицами прокурорами предъявлен к судебному взысканию 321 иск на сумму более 2,5 миллиона рублей. И ряд уголовных дел направлены в суд.

В результате активизации усилий, направленных на понуждение органов власти и коммунальных организаций предоставлять качественные услуги населению, удалось обеспечить лучшую подготовленность к текущему сезону, привлечь более
пристальное внимание органов государственной власти области к этим вопросам. Следствием совместной работы явилось усиление контроля за деятельностью ОМСУ, оказание муниципальным образованиям организационной и более существенной финансовой помощи на сумму свыше 350 миллионов рублей.

Совместно принятые усилия способствовали нормализации ситуации с теплоснабжением в наиболее проблемных районах - Борзинском, Забайкальском, Оловяннинском, Хилокском. Всего прокурорами в названной сфере выявлено свыше 1300 нарушений закона, для устранения которых внесено 244 представления, принесено 29 протестов, возбуждено 66 дел об административных нарушениях, в суд в защиту интересов граждан и муниципальных образований направлено 659 заявлений, из которых большая часть рассмотрена (473) и удовлетворена - 354. В целях недопущения нарушений законности были предостережены 189 должностных лиц.

На сегодня судами области рассматриваются 6 уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ, из них 5 в отношении должностных лиц ОМСУ, в том числе 3 о преступной халатности, повлекшей аварии жилого фонда.

Для решения возникающих проблем необходимо обеспечить более эффективное   взаимодействие ОМСУ и органов государственной  власти  по  подготовке  системы  ЖКХ  к отопительному сезону и предотвращению чрезвычайных ситуаций. Так несмотря на то, что прокурором Балейского района должностные лица города были привлечены к административной ответственности за отсутствие аварийного запаса на случай чрезвычайной ситуации, реальных мер к его созданию принято так и не было, что
отрицательно сказалось при проведении своевременных ремонтных работ после   нашумевшей аварии. И теперь их бездействие оценивается в рамках уголовного дела.

Ситуация показала, что областная комиссия по ЧС в полном объеме не исполняет обязанности по контролю за аварийными запасами на местах.

Нельзя не сказать о долгах муниципальных образований и предприятий   ЖКХ   перед   поставщиками   электроэнергии, теплоэнергии и угля. Данные вопросы нужно решать своевременно и не допускать нарушения прав граждан, проживающих в жилом фонде, обслуживаемом железнодорожными предприятиями и КЭЧ. В настоящее время запланирована совместная комплексная проверка прокуратуры и администрации Читинской области причин, вызвавших неплатежеспособность муниципальных предприятий сферы ЖКХ, в ходе которой будет дана правовая оценка действиям
руководителей и должностных лиц местной администрации.

По сравнению с 2004 г. произошло снижение задолженности по оплате труда более чем на 100 миллионов рублей. В 2,2 раза возросло количество прокурорских исков (2511) о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 25,5 миллиона рублей.

Дисквалифицированы 17 руководителей. По фактам невыплаты заработной платы свыше 2 месяцев в 2005 г. возбуждено 13 уголовных дел. Вместе с тем задолженность по заработной плате в области остается достаточно большой и составляет 113 миллионов рублей на 01.01.06 года.

Часто у ОМСУ, органов государственной власти вызывает недовольство  инициированная  прокурорами  дисквалификация руководителей или привлечение их к уголовной ответственности за невыплату зарплаты. Могу заверить, что прокуратура будет обиваться
искоренения фактов нарушения прав граждан на своевременную оплату труда и хотелось бы надеяться на взаимопонимание и помощь как всех структур власти так и руководителей хозяйствующих субъектов, активизацию деятельности контролирующего органа государственной инспекции труда. Могу привести немало примеров когда вмешательство прокуратуры привело к незамедлительному изысканию средств и погашению задолженности по заработной плате.

Необходима помощь неравнодушных людей, так в результате проверки обращения депутата государственной Думы Войтенко в интересах гражданина Смирнова о невыплате заработной платы во ФГУП ЗабНИИ возбуждено уголовное дело в отношении
руководителей названного института, о том, что в данном государственном предприятии в течении 2-х лет допускаются нарушения прав работников на оплату труда, статистические,
контролирующие и правоохранительные органы об этом не знали.

Наиболее распространенными в сфере экономики и охраны окружающей среды являются нарушения в части незаконного оборота древесины. Это боль всех законопослушных забайкальцев.

Дважды проблемы борьбы с незаконными порубками рассматривались на координационном совещании руководителей правоохранительных  органов  области  с  участием всех заинтересованных ведомств. Выработан комплекс мер, направленных на   своевременное  выявление, пресечение правонарушений и преступлений, привлечение виновных к ответственности, повышение качества доследственных проверок и
расследования уголовных дел.

К сожалению следует признать, что быстрых перемен не произошло, да мы и не ожидали.

Причиной сложившейся ситуации является как отсутствие службы лесной охраны,  неэффективная деятельность органов милиции по выявлению правонарушений и преступлений в данной сфере, бездействие и коррупция среди работников лесхозов. В
прошедшем году в отношении должностных лиц органов лесного хозяйства направлено в суд 9 уголовных дел за злоупотребления по службе, которые рассмотрены с вынесением обвинительных приговоров.

Лесхозами Агентства лесного хозяйства (АЛХ) только в 257 случаях незаконных порубок из 1484 выявлены лица, совершившие их, что составляет 17,3%.

Неудовлетворительны итоги деятельности лесхозов и милиции в части  привлечения  правонарушителей  к административной ответственности. Количество возбужденных по материалам лесхозов АЛХ дел об административных правонарушениях в текущем году
составило 37, что почти в 8 раз меньше показателей 2004 года. Сотрудниками милиции за весь 2005 год самостоятельно выявлено всего 24 административных правонарушения.

В прошедшем году по фактам незаконных порубок деревьев в области возбуждено 937 уголовных дел, что на 34,8% больше, чем за 2004 год (695), раскрыты преступления только по 134 делам, (хотя это и больше, чем в предшествующие годы).

Препятствуют успешной работе трудности транспортировки и хранения громоздких вещественных доказательств, поэтому они неохотно  изымаются  органами  следствия.  Нужна  помощь руководителей ОМСУ в решении вопросов о выделении помещений
для хранения изъятой древесины и техники, используемой в совершении  преступлений.  Прокурорам дано указание об обязательном изъятии всех предметов - от пилы до лесовоза.

Упрека заслуживают и некоторые  средства массовой информации, которые действия правонарушителей оправдывают безработицей, а не дают реальной оценки сложившейся ситуации, при развитии которой могут исчезнуть зрелые леса на территории области и в недалеком будущем лес будем закупать в Китае, где на сегодня существует запрет на рубку леса.

Любая напряженная работа правоохранительных органов сама по себе не даст результатов без изменения общественного сознания и нетерпимости общественности к варварскому отношению к лесу. Как говорил Президент США Авраам Линкольн «В союзе с общественным мнением можно сделать все, без него - ничего».

К   сожалению, деятельность контролирующих органов недостаточно эффективна и наступательна. Так в 2005 году Роспотребнадзором по Читинской области при массовых нарушениях при реализации некачественных товаров в правоохранительные органы не направлено ни одного материала, вместе с тем только в декабре по результатам совместных проверок прокуратурой было возбуждено 5 уголовных дел по фактам реализации небезопасной для здоровья продукции.

Совместными усилиями правоохранительных и контролирующих органов необходимо обеспечить защиту прав потребителей от фальсифицированных товаров (в т.ч. лекарственных средств), защиту объектов интеллектуальной собственности; позволить  при  этом  нормально  работать  добросовестным предпринимателям, оградив их от произвола чиновников.

Главным направлением прокурорского надзора остается обеспечение безопасности населения от преступных посягательств.

Динамика преступности в 2005 году в регионе характеризовалась ростом на 5668 преступлений, при этом рост количества зарегистрированных преступлений произошел отчасти вследствие принятого комплекса мер, в том числе координационных, по профилактике и противодействию преступным проявлениям, полноте регистрации преступлений, что нашло отражение в динамике и структуре преступности.

Рассматривая вопросы профилактики преступлений как составную часть уголовного преследования в прокурорском надзоре принимались системные меры к активизации
выявления преступлений так называемой «двойной превенции» - угроз убийством, бытового насилия и других. В результате их рост составил 57,3% (с 3599 в 2004 до 5660 в 2005) при росте общей преступности на 21,8%.

Фактически из числа возросшего в сравнении с  2004  годом  количества  преступлений  каждое  третье - профилактической направленности. В этой связи в структуре преступности снизилась доля тяжких и особо тяжких преступлений в 2004 до 17,8%.

В области проделана большая работа по организации уголовного преследования спиртоторговцев, распространяющих опасные для жизни и здоровья суррогаты алкоголя, на почве употребления которых совершается большинство преступлений против жизни и здоровья. С 63 преступлений в 2001 году количество возбужденных дел по ст. 238 УК РФ увеличилось в 2005 году до 781 (510 за 204 год), в суды области направлено 675 дел.

Однако эти цифры не отражают реального положения дел, таких преступлений совершается  больше, чем выявляется. Чтобы реально противодействовать незаконному обороту алкогольных суррогатов, нужны общие усилия. По обращениям прокуроров главы ОМСУ представляли списки спиртоторговцев в правоохранительные органы, часть из которых удалось привлечь к уголовной ответственности. Однако эту работу надо продолжать в интересах всего населения области.

Вышесказанное по поводу общественного мнения полностью относится и к этой проблеме. Всеми способами, в том числе выступлениями в СМИ нужно клеймить позором шинкарей,
торгующих по существу ядовитой продукцией.

Имеющиеся в прокуратуре области материалы свидетельствуют об ежегодном увеличении числа выявленных прокурорами нарушений   законодательства   о    правах    и   интересах
несовершеннолетних (2005 - 5176). Более 70 % всех нарушений относится к сфере охраны жизни, здоровья, защите семьи, материнства и детства.

Усилия прокуроров за последние три года направлялись на обеспечение реальной защиты прав и законных интересов детей, в том числе воспитанников детских интернатных  учреждений, в сферах образования, трудовой занятости и охраны труда, укрепление
законности в деятельности органов и учреждений профилактики, предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Всего в прошедшем году для устранения допущенных нарушений внесено 579 представлений, принесено 152 протеста, по материалам общенадзорных проверок возбуждено 26 (2004 - 4) уголовных дел, исков.

Вследствие деморализации семей в основном из-за пьянства родителей продолжается рост социального сиротства, не сокращается детская безнадзорность и жестокое обращение с несовершеннолетними. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД области состоит 4257 несовершеннолетних и 3195 родителей, уклоняющихся от воспитания детей. В этих условиях прокурорскими полномочиями оказывалось влияние на обеспечение скоординированной работы всех заинтересованных органов по своевременному выявлению, оказанию государственной помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

В сравнении с предыдущим годом в 7,5 раз возросло количество предъявленных исков в защиту несовершеннолетних (1617), в настоящее время принимаются меры по реальному восстановлению их прав, анализируются результаты рассмотрения исков судами. Однако задолженность в области по выплате пособий на содержание подопечных детей остается высокой (25 миллионов рублей!). Причиной этому   послужило   и   длительное  непринятие   органами государственной    власти    области    нормативных    актов,
регламентирующих  порядок  предоставления  дополнительных гарантий по социальной поддержке этой категории детей. Закон области «О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка» был принят
только в конце прошлого года.

Складывающаяся ситуация с незанятостью несовершеннолетних и молодежи ослабляет гарантии их социальной защищенности, способствует росту темпов криминализации. Незанятость подростков стала основной причиной совершения ими преступлений. Удельный вес участников преступлений из числа лиц этой категории в последние годы составляет 55 - 60%, а в отдельных районах этот показатель еще выше. В области же не созданы условия для реализации подростками конституционного права на труд. Однако в
этих условиях территориальный орган по вопросам занятости, а также комитет по труду и социальному развитию области не выполняют в полном объеме возложенные на них функции, ими не направляется деятельность подконтрольных органов на обеспечение
реальной занятости подростков.

По инициативе прокуратуры области разработан законопроект «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», председателю областной Думы направлено письмо о необходимости скорейшего принятия этого закона, однако до настоящего времени закон не принят. Его тормозят некоторые депутаты, они же руководители крупных предприятий. Обращаясь к депутатскому корпусу хочу привести следующий афоризм, который сказал римский писатель и государственный деятель Катон Старший «Нету такого закона,
который был бы хорош для всех».

В области имеется ряд целевых программ, направленных на улучшение положения детей, в сферах образования, социального обслуживания, здравоохранения, профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. Однако недостаточное финансирование программ «Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005)», «Развитие образования в Читинской области»,   «Развитие   образования   на   селе   (2001-2005)», «Профилактика      безнадзорности      и      правонарушений несовершеннолетних (2003-2006)» способствует тому, что в основном запланированные мероприятия не выполняются, количество детей, не посещающих   школу,   увеличивается,   преступность   среди несовершеннолетних растет.

Поэтому необходимо принять конкретные меры по выполнению всех действующих и намеченных программ,  обеспечению эффективности профилактической работы по предотвращению преступлений, правонарушений в том числе несовершеннолетних,
защите прав и законных интересов граждан.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/