«В России три беды: дураки, дороги и мы с Вами»

19 марта 2010 года на нашем сайте начали разговор о состоянии дорог в Забайкальском крае. Первая публикация «Поезда загнали в тупик» была посвящена состоянию дел в области пассажирских перевозок на железной дороге. Тогда, напомним, мы подняли тему отмены монополистом, Забайкальской железной дорогой, двух скоростных электропоездов. Сегодня речь пойдет о состоянии дорог автомобильных…

Эх, дороги
Тема дорог в России, наверное, будет неисчерпаема еще в продолжение нескольких грядущих десятилетий, а может быть, и веков. Несмотря на все успехи в этой отрасли, (совсем немного осталось времени до того светлого момента, когда асфальтом покроется трасса «Амур» и Россию прошьет сквозная нить автодороги от Калининграда до Владивостока), проблем в ней, что выбоин на среднестатистической российской версте.

По какому-то странному стечению обстоятельств, разговор о дорогах, состоявшийся на заседании Совета представительных органов муниципальных районов и городских округов в Забайкальском крае, проходил в тот самый момент, когда пресс-служба Забайкальской железной дороги пыталась убедить всех, что отмененные ею скоростные электропоезда Чита-Улан-Удэ и Чита-Чернышевский никак не отразятся на пассажирах, то есть на нас с вами.

Да, действительно, всегда остается выбор - нет поезда, есть автомобильный транспорт. Практически за те же деньги можно уехать и на маршрутке в любой населенный пункт Забайкальского края. Но закавыка вся сегодня состоит в том, что выбора у пассажира практически не остается. Железная дорога из-за убыточности пассажирских перевозок переключается на грузоперевозки, пассажирские вагоны полными составами идут в тупик. Остается автомобильный транспорт. Что там? О маршрутных такси и квалификации их водителей не писал только, пожалуй, самый ленивый. Одним словом, полный бардак, ездит кто хочет, как хочет и когда хочет. Картину дополняет картина состояния дорог в Забайкальском крае. Вот и получается, что на одних, железных, дорогах уже никуда не уедешь, а на других, автомобильных, неизвестно - доедешь ли до пункта назначения?

…пыль и туман
Большая часть заседания Совета, состоявшегося 26 марта, была посвящена состоянию автомобильных дорог в регионе. По общему мнению, собравшихся, которое выразил в своем выступлении Александр Холмогоров, состояние дорог в крае было охарактеризовано как неудовлетворительное. Главная причина, на взгляд чиновника, кроется в хроническом недофинансировании дорожной деятельности в части содержания дорог. В таких условиях не до жиру, не до строительства новых автодорог, главная задача на 2010 год звучит так - сохранить автодороги края. Обеспечить даже минимальное содержание всей сети автодорог с нынешними объемами финансирования, по словам вице-премьера забайкальского правительства, не представляется возможным. Основная часть выделяемых средств будет брошена на завершение начатых ранее проектов.

Еще большую озабоченность вызывает состояние технических сооружений.

«Большинство автодорожных мостов деревянные, построены они несколько десятков лет назад как временные сооружения, - сказал Александр Холмогоров. - Сегодня они не только не отвечают современным требованиям, а находятся в аварийном состоянии и в любой момент могут рухнуть».

Согласен с ним и глава Балейского района Виктор Ушаков, который опасается, что уже очень скоро, когда начнется активное таяние снегов, паводковыми водами смоет мосты и как минимум 6 сел района могут оказаться полностью отрезанными от внешнего мира.

В других районах Забайкальского края ситуация ничуть не лучше. Главы районов говорили о том, что на местах нет техники, нет средств, чтобы ее купить. Холмогоров парировал: не надо изобретать велосипед, автодорожных предприятий в крае достаточно, чтобы справиться с объемами и строительства, и ремонта, и обслуживания дорог.

Глава Шилкинского района Олег Золотухин вступил в активную полемику с заместителем председателя правительства Забайкальского края Александром Холмогоровым. Он категорически не согласен с тем, что на два района, Шилкинский и Нерчинский, существует лишь одно автодорожное предприятие. Этого, по словам главы, явно недостаточно.

Районы и рады бы закупить технику сами, да вот цены кусаются - грейдер стоит более двух миллионов рублей, да и Холмогоров «не велит», настаивая на высказанном тезисе о достаточности мощностей. Главы районов в зале ропщут, просят помочь материально. Зампред правительства на все просьбы о финансовых вливаниях отвечает уклончиво. Что и понятно - о серьезных финансовых проблемах было сказано в самом начале заседании.

К слову, на заседание Александр Холмогоров и Анатолий Романов приехали на японских джипах, стоимость каждого более 2,5 миллионов рублей. На такие деньги можно не только грейдер, но и еще и бульдозер приобрести. Опять же - проходимость у джипов хорошая, значит, может и вовсе без дорог обходиться…

Олег Золотухин, начавший свое выступление с фразы, вынесенной в заголовок этого материала, высказал мысль о том, что рядовому жителю края в принципе все равно кто отвечает за тот или иной участок дороги: федералы, региональные или муниципальные власти? Человек видит, что дорога плохая и весь свой гнев направляет на тех, кто к нему в этот момент находится ближе - на власти муниципальные. По всем законам, местные власти не несут ответственности за дороги федеральные и региональные, только за местные, но все претензии предъявляются именно им - вы здесь власть, вы и виноваты!

Не дороги, а улицы
Немногим лучше, чем в районах обстоят дела в Чите. Это и понятно - звание краевой столицы необходимо хоть как то оправдывать. Однако повод для критики у Александра Холмогорова нашелся. Зампред краевого правительства подверг критике администрацию Читы за нерасторопность в работе по реконструкции улиц Новобульварная и Красной Звезды.

Напомним, реконструкция этих улиц началась 1 июля 2009 года с громких заявлений городских чиновников, что к 1 сентября вся улица от Шилова до Каштакского кольца будет отремонтирована и станет одной из самых лучших городских магистралей. Через месяц оптимизма у чиновников и горожан значительно поубавилось Сроки передвинули на начало октября. 23 сентября председатель Комитета по финансам города Читы Людмила Антипова, выступая перед городскими депутатами, заявила о том, что у администрации нет средств для продолжения реконструкции улиц. Федеральные деньги, направленные в Читу на ремонт улиц, осели в бюджете края, да там и остались. В конечном итоге, завершение работ на улице Новобульварная перенесли на год нынешний.

В тоже время, в своем выступлении Александр Холмогоров особо отметил успехи администрации города, выразившиеся в запуске нескольких значимых объектов, как например, мостовой переход на улице Ковыльная.

Отдельно зампред коснулся темы моста на улице Мостовая, который был торжественно сдан в конце 2009. Он выразил сожаление тем, что мост запретили эксплуатировать и сказал, что по этому объекту «мы чувствуем к себе предвзятое отношение». Напомним, что в марте этого Прокуратура Центрального района запретила эксплуатировать этот объект. Причем, в поле зрения прокурорских работников мост попал после публикации «Забайкальского информационного агентства», по информации которого объект, относящийся к особо важным, был сдан без проведения необходимых экспертиз. В ходе проверки прокуратура обнаружила еще несколько серьезных нарушений. Получается, что вице-премьер правительства Забайкальского края удручен предвзятым отношением к властным структурам региона со стороны прокуратуры. Иначе расценить слова Холмогорова нельзя.

Председатель городской думы Читы Александр Зенков более подробно рассказал о состоянии дорог в столице Забайкальского края. По его словам, несмотря на то, что ежегодно на ремонт и содержание дорог отпускается значительные средства, их все равно хронически не хватает. При необходимости ежегодно ремонтировать 70 км дорог, реально в Чите ремонтируют лишь 12 километров.

Тем не менее, планы по новым объектам транспортной инфраструктуры у городской администрации «наполеоновские». Так на 2010 год запланировано начало строительства двухуровневой развязки в районе поселка Каштак на пересечении улиц Красной Звезды и обводной дороги. Ее строительство оценивается в один миллиард рублей. Кроме этого, в этом году будет закончена реконструкция улиц Новобульварная - Красной Звезды.

В конце своего выступления Александр Зенков предложил объявить в Забайкальском крае 2011 год «Годом дорог». Из других предложений прозвучавших на совещании стоит отметить предложение о разработке краевой программы «Дороги Забайкалья» и о перераспределении норматива отчислений от транспортного налога в пользу муниципальных образований в размере 20-50%.

Факт того, что за дороги взялись самым серьезным образом, уже сам по себе более чем отрадный. Но программа, даже если таковую и разработают, будет принята только на год следующий, а впереди еще ровно девять месяцев этого года, в течение нам всем нужно по этим дорогам как-то двигаться.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/