Купи слона

«Межнациональная компания в связи с расширением сети филиалов срочно примет на работу ответственных, активных, коммуникабельных людей. Возраст от 18 до 60 лет, образование значения не имеет» - на подобные объявления рано или поздно натыкается каждый человек, ищущий работу. А если соискатель всё же звонит в «межнациональную компанию», перед ним открывается замысловатый мир сетевого маркетинга, где что-то и кому-то продаётся. Только вот что и кому - не всегда ясно.

Из чего плетутся сети?

Сетевой маркетинг - это способ продвижения товаров и услуг посредством создания и расширения сети точек продаж. Только вместо точек - люди. Хотя, в наше время этих людей стало настолько много, что, абстрагируясь, их действительно можно представить в виде беспорядочно двигающихся точек. Этакое броуновское движение.

Итак, роль точки продаж играет отдельный человек, а основой его деятельности становятся, как правило, прямые продажи или разносная торговля. Впрочем, сейчас появились сетевые компании, где «зарабатывать» можно и без продаж. Суть деятельности этих фирм, грубо говоря, сводится к тому, что человек, регистрируясь в компании, вносит определённую сумму денег (как правило, около 10 тысяч рублей), а сетевик, «завербовавший» его в сеть, получает свой процент. Таким образом, деньги передаются из рук в руки, циркулируют в кругах сетевиков, а продаётся, по сути, воздух.

История сетевого маркетинга неразрывно связана и с именем американца Карла Ренборга, чьи реализованные идеи превратились в индустрию с более чем 200 миллиардным оборотом. В 1934 году Карл Ренборг основал компанию «California Vitamins» и, благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями, компания быстро достигла оборота в семь миллионов долларов, не вложив ни единого доллара в рекламу. В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию в «Nutrilite Products» (по названию продукта), сохранив принцип распространения пищевых добавок. Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых.

Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлечённым дистрибьютором. Торговый представитель компании, который стал называться «спонсор», то есть поручитель, пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его, и помогать ему совершать как можно больше продаж - от этого зависели его собственные комиссионные. Причём они могли быть больше от групповых объёмов продаж, чем от личных.

В 90-х годах сетевой маркетинг начал понемногу захватывать внимание российских домохозяек. Началось все с косметики, которую покупали по каталогам - видимо, после дефицитных советских лет, у российских женщин ещё остался рефлекс покупать то, что не продаётся в магазинах. Сейчас продукты, распространяемые посредством сетевого маркетинга можно разделить на три группы: косметика, панацея и воздух (классификация исключительно авторская). Ну, с косметикой всё понятно - сейчас трудно найти женщину, которая ни разу не пользовалась заветной «сетевой» помадой. К «панацее» относятся чудесные аппараты, которые лечат всё, биологически активные добавки к пище, некоторые из которых на деле оказываются прессованным сеном, лечебные джинсы и прочие невероятные вещи. «Воздухом» же называется всё, что нельзя потрогать руками - место в интернете, которое при желании можно получить совершенно бесплатно, ибо оно неограничено, телефонные видеозвонки в Камбоджу, которые никому не нужны, сетевые игры, в которые никто не играет…

О том, как деньги сами сыплются в карман

…вам начнут рассказывать в первую очередь. Делается это обычно на всевозможных собраниях, презентациях и прочих «сходках» сетевиков, которые они называют по-разному.

С Юрием А., человеком, который привёз в Читу очередную сетевую компанию, мы договорились о встрече заранее - по телефону я сама напросилась на мероприятие, которое адепты компании называют словом «презентация». Рассказ Юрия увлекателен: «Раньше я тоже относился к сетевому маркетингу скептически. Узнал о компании я в Севастополе, и сначала просто хотел быть её клиентом - пользоваться услугами компании со скидкой. Я внёс необходимую сумму денег, зарегистрировался и рассказал об этом всего четырём людям - в основном, родственникам. Сейчас в моей сети более 2,5 тысяч человек, а в прошлом году я заработал 23 тысячи долларов. До статуса вице-президента мне осталось две ступени. В моей сети многие люди действительно добились успеха - например, недавно пять человек (из 2,5 тысяч?! - К.П.) из Читы ездили отдыхать в Анталию - три человека поехали совершенно бесплатно, за счёт компании, и двое - за полцены».

По словам Юрия, такая работа очень помогает в жизни. На сайте компании можно совершить коммунальные платежи, купить много хороших товаров для красоты и здоровья. Кроме того, компания выдаёт кредиты на жильё. Естественно, для особенно отличившихся распространителей учения. Ой, простите, продукции.

Может быть, дело в моей природной подозрительности и в привычке сомневаться, но я слабо верю в рассказы о баснословных заработках, бесплатном отдыхе на море и беззаботной жизни. Вот, например, со всех, кто пришёл на эту «презентацию», милая женщина собирала деньги на аренду зала. Пардон, кто закатывает шоу, тот и арендует зал, не так ли? Кроме того, если, работая в компании, люди зарабатывают по 20 тысяч долларов в год, неужели у них не найдётся тысячи рублей на аренду зала, чтобы двигать свою компанию в массы?

Завербовали!

Когда мне было лет 14, я впервые попала на собрание членов одной сетевой компании. Не буду оглашать её названия, скажу только, что распространяли они косметику, аромат которой до сих пор напоминает мне запах топлёного жира. Тогда мне показалось, что меня пытаются завербовать в какую-то секту. Вокруг меня ходили женщины с блаженными лицами, которые рассказывали о чудодейственных свойствах этой косметики, и о том, как много они зарабатывают в компании. При этом все они были одеты, так сказать, никак не на те суммы, о которых они говорили «новичкам». Сколько в дальнейшем не посещала подобных сборищ, все упиралось в то, что мужчина или женщина рассказывали о своей беззаботной жизни, наполненной материальным избытком, полнейшей свободой и стабильностью. А также теплотой и любовью. Дружбой и поддержкой. Вниманием и участием. И всё это - только благодаря КОМПАНИИ. Зомбирование чистой воды, ей-богу…

Недавно на сайте ZABINFO.RU завершился опрос. Респондентам предстояло ответить на вопрос «можно ли заработать на жизнь, занимаясь сетевым маркетингом?». Более 64% опрошенных заявили, что считают сетевой маркетинг надувательством, около 25% думают, что заработать на сетевом маркетинге нельзя, потому что не знают никого, кому бы это удалось и только 5% посетителей сайта верят в возможность хороших заработков, потому что сами занимаются сетевым маркетингом. Кроме этого, есть ещё 6% людей, которые вообще не знают, что такое сетевой маркетинг. Возможно, именно на них направлены пристальные взгляды сетевиков-вербовщиков…





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/