Рок-н-ролл жив

В Филармонии в рамках фестиваля гитарной музыки состоялось выступление читинской группы «Quatro»

В последние дни января в центре города появились афиши с анонсом фестиваля гитарной музыки 31 числа. Cкромный плакатик обещал группы «Quatro», «Shocking band» и еще кого-то с иноплеменным наименованием. Quatro как имя собственное у меня последние лет тридцать пять ассоциируется с «забойной» английской рок-н-ролльщицей Сюзи, а слово Shocking только с голландской командой 1970-х «The Shocking blue». Но это, конечно, ничего не значит, кроме того, что я уже такой старый.

Флагман читинского рока

В результате обращения к знающим людям выяснилось, что «Quatro» - новый флагман читинского рока. Прямо блюзовый «линкор», свежий, не «замыленный» коллектив молодых музыкантов. На их сайте говорится, что по четвергам они играют в «Баварии» - епархии Бориса Самойлова, «в те времена далекие, теперь почти былинные» игравшего на басе в читинских группах под псевдонимом «Борисон». Что само по себе является хорошей рекомендацией. Ну и не каждый же день в культурной столице Забайкалья проходят фестивали гитарной музыки.

В фойе я сразу набрел на проспиртованного члена старой музыкальной тусовки, которому рок-музыка сломала карьеру таможенника. На вполне формальный вопрос «Ты как?» пожилой знаток голосом Дэна Маккаферти выдал «аквариумную» формулу: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет» и рассмеялся собственному «остроумию». Короче, мужик окончательно подался в сионские мудрецы смущать депрессивностью анализа.

К 19 часам в Филармонию стали подтягиваться ценители гитарной музыки, которые четко подразделялись на две категории. Во-первых, дядьки за тридцать-сорок, которые переписывали шедевры еще на допотопных советских магнитофонах на свемовскую пленку, полюбив эту музыку со всей страстью, с какой любят женщин прекрасных и недоступных. (Кстати, некоторые пришли разделить эту страсть с женами, но таковых было не слишком много).

Во-вторых, и в большинстве – подростки и прочая молодежь в скучных прикидах темных немарких оттенков, как ходоки у Ленина. Юношество просачивалось в фойе через узкие двери, в дверях – никакой милиции и прочего ОМОНа – обыкновенные билетерши с бейджами. Автографов звезд на бюстгальтерах поклонниц явно не ожидалось. Прямо-таки филармоническая атмосфера. Зато зал был полон.

«Quatro» - потому что четверо

«Quatro» вышли играть первыми, это была совсем гитарная музыка – у них на четырех музыкантов целых три гитары и все электрические. Единственным негитаристом оказался ударник Вадим Шубин, который своими неэлектрическими барабанами обеспечил этому гитарному пиршеству отменную ритмическую организацию (ритм секция с басом – очень мощная). Лидер Сергей Дружин был подчеркнуто сдержан и слегка ироничен, братья Демидовы – басист Алексей и гитарист Олег с публикой в разговоры не вступали.

Вообще к облику музыкантов, мне кажется, подходит слово «сдержанность», никакого внешнего выпендрёжа, только музыка, хорошая музыка. Спокойные прически, самые обычные костюмы. Дружин вообще выглядел как «белый воротничок» после офисного дня – расстегнутая сорочка без галстука и аккуратные брюки. Встретишь такого рокера где-нибудь в городе и подумаешь – эфэсбэшник за сигаретами вышел. Но музыканты отожгли подлинный, самый настоящий ритм-энд-блюз. Я – если честно – чуть камеру не уронил, услышав аутентичный американский саунд на провинциальной нашей читинской сцене.

Мастерство, искренность и поглощенность алхимией звука в каждой композиции. У Дружина такой мужской голос – низкий с хрипотцой, он очень точно интонирует, если бы пел еще на великом и могучем. А близкая к оригиналу версия «Сюзи Кью» даже выжала из меня чуток ностальгической слезы. Свет, конечно, никакущий, а дым и вовсе выглядел наивно и мешал снимать Шубина за барабанами в глубине сцены.

Публике выступление тоже пришлось по душе, - люди горячо аплодировали, но филармонизм взял верх – аплодисментами и ограничились. Короче тормозили с переходом в трансцендентное состояние, как-то обошлось без чувства единения с универсумом. Лишь какой-то «кекс» пытался выкрикивать «Let’s go» с песчанкинским акцентом, да тройка полноватых подростков пустилась в пляс на песенке «Я люблю буги-вуги», - прикольно заколбасили и оттопырились конкретно.

В общем, если бы не «Quatro», день бы пропал.

Разговор в гримерке

После выступления Дружин Сергей Валерьевич (как он оговорился, «Сергей Валерьевич – не обязательно»), укладывая в грим-уборной гитару, ответил на вопросы еженедельника «Эффект» и агентства ZABINFO.RU:

- А чего Вы по-английски поете?

- Из-за стиля, на русском языке блюз и рок-н-ролл – немного не то, и на личном опыте подтверждается наше такое мнение, - очень ожидаемо и весьма спорно выразился «Сергей Валерьевич – не обязательно». (Как в известном анекдоте, «пробовали – хуже!»).

- Вы объявили о выходе первой пластинки, как она продается?

- Пока, к сожалению, никак, потому что к сегодняшнему концерту мы выпустили только сорок сигнальных дисков, - после замечания, что 40 экземпляров – довольно небольшой тираж, Сергей заверил, что планируется выпустить целых 500 пластинок.

- А сейчас такая музыка вообще востребована? – мне самому было удивительно, что так много людей пришло на фестиваль.

- Такая музыка вызывает большой интерес у публики. До сих пор, на протяжении уже 60 лет.

- Вы на кого-то ориентируетесь, - у вас прозвучали свои собственные композиции, но они стилистически не отличались от того, что вы играли из других авторов.

- Мы ориентируемся на тех же «Криденс» и Стива Рэя Воэна, много у нас авторитетов, в основном из числа негритянских исполнителей.

- Как, по-вашему, читинский слушатель имеет свои особенности?

- Сейчас это набирает обороты, молодые ребята берут гитары в руки. Интерес проявляется все больше, и живая музыка всегда будет лучше чем «фанерная», интереснее.

- У вас есть какая-то философия, с чем вы приходите к слушателю?

- Первое правило нашей группы – это чтобы музыка не противоречила собственному внутреннему состоянию. Чтобы ты играл то, что тебе нравится. Пока мы не продались, да? Мы – не суперзвезды, не продаем диски миллионами, на потребу мы пока не играем.

А философия одна как у всех музыкантов, я думаю, чтобы музыка была от сердца.

P.S.

Я – никакой не музыкальный критик, простой рядовой армии влюбленных в рок. Попробую позволить себе некоторые соображения. «Quatro» - отличная группа, которую, возможно, ждет блестящее будущее: в России ведь оригинального горячего блюза откровенно мало. Если они сохранят стилистику и звучание и станут петь хорошие русские стихи.

Плохие стихи под хорошую музыку все равно «не покатят», а чего там кучеряво хрипишь на шекспировской мове, вроде никто и не разбирает. Но при этом гитаристы становятся жертвой непонимания сплошь и рядом – 40 пластинок на фестивале не было продано и при полном зале.

А петь по-английски русскому человеку – лингвистическое баловство и архаическое пижонство, а мы люди простые, и слов-то таких не знаем. С хорошими стихами у хороших музыкантов бывает плохо. Зато у хороших поэтов их благовидно.

(Вот недавно помер, к сожалению, замечательный Михаил Вишняков, у него были великолепные самые «ваще» рок-н-ролльные стихи. Дойди его сочные и глубокие вирши до масс современной молодежи на роковых ритмах – лучший будет ему памятник, причем и нерукотворный).

«Quatro» пока аутентично копируют лучшие образцы мирового блюза, и оттого звучат чрезмерно стандартно, музыке не хватает драматизма и новаторства. Дружин при этом удачно разнообразит звучание коллектива губной гармоникой, но дискуссия гитар Дружина и Демидова все равно слишком «электрическая» и формальная, музыка будто просит больше акустики (то же ведь гитара).

Как бы там ни было, поздравим читинский коллектив с выходом их первого альбома – рассказа о скитаниях мятущейся души – со смешным английским названием «Let My Soul Go For Walk». А себя многогрешных, с тем славным обстоятельством, что рок-н-ролл жив, курилка.

Главное, как сказал «Сергей Валерьевич – не обязательно», «чтобы музыка была от сердца».


Дискуссия гитар Сергея Дружина и Олега Демидова иногда кажется слишком «электрической»


У Дружина такой мужской голос – низкий с хрипотцой, он очень точно интонирует


Ритм секция с басистом Алексеем Демидовым – очень мощная


Единственным негитаристом в «Quatro» оказался барабанщик Вадим Шубин
фото автора




Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/