Реквием по несбывшейся мечте о ровных дорогах

Из-за кризиса правительство урезает одну из самых масштабных программ - развития транспортной системы. В ближайшие три года инвестиции сократят почти в три раза. Наибольшие потери понесет автодорожная отрасль. Но, как это всегда бывает в России, в основном за счет «перевода на подножный корм» регионов

Премьер Владимир Путин решил одним росчерком пера покончить с одной из вечных бед России, подписав 20 мая 2008 г. на транспортном форуме в Сочи Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» Тогда планировались самые масштабные инфраструктурные инвестиции за всю историю страны - за пять лет государство готово было потратить на отрасль 4,65 трлн. руб., из которых 1,9 трлн. руб. только в 2010-2012 гг. Почти все эти деньги намерены были вложить в капитальный ремонт – это позволило бы совершить качественный скачок в развитии всей нашей транспортной инфраструктуры, ведь сейчас 61,5% федеральных дорог в России не соответствуют нормативным требованиям. Чиновники от Минтранса наконец-то взглянули чуть дальше Садового кольца и признали неудовлетворительным состояние автомобильной сети страны: бездорожье, низкий транзитный потенциал и высокая аварийность. Этим они и объяснили необходимость таких немалых финансовых вложений. Но кризис, будь он неладен, изменил все благие инвестиционные планы властей. Увы, у бюджета сейчас нет денег на дороги.

Недавно два ведущих ведомства, Министерство финансов и Министерство экономического развития, вместе с проектировками бюджета на ближайшие три года представили Правительству также и варианты сокращения финансирования ФЦП. С сожалением приходится констатировать, что одной из наиболее «урезанных» оказалась именно транспортная программа. Ее финансирование Минфин предлагает сократить в 2,3 раза от запланированного на 2010 г. уровня - до 219,6 млрд руб.

Основное сокращение придется на автодорожную отрасль, на которую в 2010-2012 гг. собирались потратить 73% (1,4 трлн. руб.) от запланированного объема бюджетных расходов транспортной программы. Теперь Минфин предлагает сократить их в 2,4 раза.

«За счет чего резать программу, пока не решили - лимиты по распоряжению бюджетными средствами поступят в Минтранс только в эти дни, - объясняет чиновник министерства. - Немного можно сэкономить на сокращении стоимости материалов, основную оптимизацию средств придется проводить за счет отказа или переноса запланированных дорожных работ». А эти самые «отказы» и «переносы» коснутся, прежде всего, российской глубинки.

Власти не намерены отказываться от ремонта и строительства главных магистралей. Строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и ремонт трассы М-4 «Дон» выделены в заявлении министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной в качестве приоритетных проектов. На ремонт и реконструкцию более полутора тысяч километров трассы М-4 «Дон», связывающую Москву и Новороссийск через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар - самую дорогую автодорогу во всей федеральной программе - за пять лет государство готово потратить 605,7 млрд. руб. Причину столь благосклонного отношения к «Дону» озвучил сотрудник «Росавтодора», сказав о том, что М-4 относится к олимпийским трассам, которые считаются защищенными статьями ФЦП, а значит, большого сокращения точно не будет. По его же словам не сделают «обрезание» в части финансирования и другой олимпийской дороге – Джугба-Сочи. Свои 43,4 млрд. руб. она получит сполна. Таким образом, денег на ремонт региональных дорог уже не останется. Поэтому в России по-прежнему возможно повторение ситуации, которая в 2006 году произошла с федеральной трассой «Лена» (тогда важная дорога фактически была уничтожена).

Не уменьшится и стоимость первых российских концессионных проектов (ЦКАД, Москва - Санкт-Петербург), но возможно перераспределение источников финансирования и перенос сроков ввода, делится высокопоставленный сотрудник «Росавтодора». Стоимость строительства 1 км и для одной, и для другой трассы оценивается в 1,4 млрд руб. (около $4,5 млн.). Остальные трассы федерального и общего значения получат гораздо меньше, чем планировалось. Относительно 2009 года сокращения не будет - в 2010 г. на дороги потратят даже на 10 млрд руб. больше, подчеркивает чиновник аппарата правительства. Масштабная инвестиционная программа улучшения состояния дорог свернута из-за кризиса. Как объясняет все тот же автодоровец: «На время». Но мы-то с вами прекрасно знаем, что в России самое постоянное – это временные трудности.

Очень жаль, что сокращение финансирования ФЦП будет происходить за счет «урезания» ремонтных работ на региональных трассах. Хотя оптимизировать расходы в автодорожной отрасли можно другим способом. Ни для кого не секрет, что дорожное строительство было и остается одним из самых коррумпированных секторов экономики. Сам того не подозревая, федеральный бюджет тратит миллиарды рублей на всевозможные «откаты», а воровство среди автодорожников, вообще, стало притчей во языцех. По независимой оценке экспертов, стоимость дорожного строительства в России по сравнению с другими странами завышена в 3-50 (!) раз.

Но теперь госмонополия на дорожное строительство уходит в прошлое - право возводить и эксплуатировать трассы получили частные инвесторы на условиях концессии. Смысл ее сводится к следующему: построив дорогу, инвестор не становится ее собственником, а передает государству, предварительно получив оговоренный в концессионном соглашении объем прибыли от ее использования. Таким образом, дороги, построенные на условиях концессии будут платными. Теоретически, концессионеру выгодно как можно быстрее и с минимальными затратами закончить строительство дороги, чтобы начать получать прибыль от ее эксплуатации, окупая свои затраты. Но это теоретически.

И другой вопрос саги о концессиях. В погоне за максимальной и быстрой выгодой с минимальными вложениями не будет ли страдать качество дороги? Тогда есть реальный шанс плотного переплетения двух вечных бед России.

Нетрудно догадаться, что из предпринятых правительством мер по антикризисной «оптимизации» расходов в дорожной отрасли, региональные дороги опять станутся, что называется, «при своих». В то время как околостоличные автомагистрали продолжают бурно строиться и развиваться. Благо, у Правительства есть железобетонная «отмазка» - предстоящая в 2014 году Белая Олимпиада в Сочи.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/