Теперь инспектор ГИБДД не будет отдавать честь водителю

Обнародован Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

С 1 сентября нынешнего года весь инспекторский состав будет контролировать дорожное движение и следить за его безопасностью по новым правилам. Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. Этот регламент обсуждали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации, простые граждане. В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения заверяют, что все их пожелания были учтены при подготовке последней редакции Регламента.

Ранее инспекторы следили за порядком на дорогах и общались с водителями, руководствуясь Наставлениями по работе дорожно-патрульной службы, которые были утверждены в 1999 году. Теперь на смену ему пришли два документа: Административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ - своего рода внутренний распорядок. Он носит гриф «Для служебного пользования» и не публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом. В «Российской газете» дается подробный комментарий к новому Регламенту. Вот основные выдержки из этого материала.

«Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с нарушителем. Но только лишь хорошими манерами ограничиваются его обязанности? В регламенте расписано, с чего должно начинаться общение между инспектором и водителем и в каком ключе оно должно проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь по регламенту он не должен «козырять» участнику дорожного движения, как того требуют Наставления. И это вовсе не потому, что граждане недостойны такого жеста. Просто с полосатым жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно. В свою очередь, это было лишним поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться на инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.

Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В Регламенте прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: «Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны». Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Засада в законе

В отношении скрытого контроля, становившегося предметом постоянных споров, новый Регламент категоричен: «Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается». Тут же дается разъяснение, что патрульный автомобиль - это транспортное средство ГИБДД, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость. К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.

Пьян по всем правилам

Регламент четко устанавливает порядок выявления нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того, что водитель нетрезв, он должен предложить ему пройти экспресс-тест на алкотестере в присутствии двух понятых. Если у инспектора прибора не оказалось, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер дал положительный результат, но водитель с ним не согласен, то его (водителя) требуется направить на медицинское освидетельствование, и также в присутствии двух понятых. Направлять в медицинское учреждение для освидетельствования инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения на то, что, несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв. Примечателен тот факт, что в соответствии с новым Регламентом, инспектор обязан будет доставить водителя к его машине, если факт употребления им спиртного не доказан. Кстати, тема доставки водителя - довольно интересна. Она еще раз проявляется в пункте о задержании транспортного средства. Если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта».

Мы попросили прокомментировать новый Административный регламент старшего государственного инспектора отделения организации дорожно-патрульной службы и розыска управления ГИБДД по Забайкальскому краю, капитана милиции Алексея Уварова:

- Принципиальных отличий новых Регламента и Наставлений от ныне действующих нет. Он просто стал шире и углубленнее в некоторых вопросах деятельности сотрудника ДПС, находящегося на посту. Этот документ ликвидировал саму возможность двоякой трактовки некоторых аспектов. Благодаря более точным формулировкам и расширенным понятиям, Регламент позволит убрать сложности, возникающие во взаимоотношениях сотрудника ДПС и водителя. В частности это коснулось, например, действий, разрешенных инспектором в отношении лиц, находящихся на государственной службе. С вводом нового Регламента инспектор будет иметь право возбудить административное дело о правонарушении в отношении депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов законодательных и представительных органов государственной власти субъектов Федерации, а также кандидатов в депутаты, судей всех судов, прокуроров, следователей Следственного Комитета. Но с оговоркой, что у инспектора есть все основания полагать, что находящийся за рулем человек с таким «иммунитетом» явно нетрезв. В этом случае инспектор вправе отстранить это лицо от управления автомобилем, направить его на медицинское освидетельствование, а машину задержать.

Инспектор составляет соответствующий протокол об административном правонарушении, возбуждает дело, которое затем направляется в суд. Немного другой процессуальный порядок, если за рулем оказался нетрезвый судья. В этом случае протокол направляется руководителю судебного учреждения, или в вышестоящие инстанции.

Также новый Регламент позволяет инспектору ДПС вести видео-, аудио запись при проверке транспортного средства, равно как и не препятствовать этому, если какими-то техническими средствами воспользовался водитель.

Вообще, пункты с 19 по 30 включительно целиком посвящены взаимоотношениям инспектора с участниками дорожного движения. Там даже указано, что «если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг» (пункт 26 Регламента). Этот же пункт предписывает, что «сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий».

В, общем, документ нужный и своевременный. Будем надеяться, что он будет служить лишь позитивным целям, направленным на улучшение дорожной обстановки в стране и извечная проблема взаимоотношений инспектора ДПС и водителя уйдет в небытие..

Кстати, капитан милиции Алексей Уваров, заверил, что все без исключения сотрудники будут знать этот Регламент как говорится «назубок». Для этого все инспекторы перед 1 сентября, датой начала действия документа, сдадут соответствующие зачеты на знание основных положений Регламента. Не сдавшие этот «правовой минимум» сотрудники просто не будут допускаться к несению службы.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/