О торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией

Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между Российской    Федерацией и Монголией определяется комплексом политических, экономических и гуманитарных факторов, общей ситуацией в АТР, а также появлением в Монголии конкурентов России в лице Китая, Японии, США и Южной Кореи.

Россия и Монголия - это разно великие страны, с большим разрывом в уровнях и характере экономических и экспортных потенциалов. Они также резко различаются по масштабам территории, численности населения, структуре общественного производства. Тем не менее, между Россией и Монголией нет каких-либо спорных или неурегулированных приграничных проблем; их связывает опыт традиционных экономических отношений, единство взглядов на многие проблемы современности и низкий языковой барьер.

Доля торговли с РФ в настоящее время едва превышает 20% в совокупном внешнеторговом обороте Монголии. Монгольский экспорт в Россию, как и в другие страны, носит преимущественно сырьевой характер. Это в основном продукция  горнорудной  промышленности  и  товары  животноводческого происхождения.

Особенностью структуры российского экспорта в Монголию остаётся высокая доля нефтепродуктов (50%). Несколько расширился экспорт российских товаров в Монголию, которые пользуются значительным спросом. Однако список монгольских товаров, импортируемых Россией, пока ещё крайне ограничен, и это углубляет внешнеторговый дисбаланс. Для смягчения отрицательного сальдо монгольская сторона стремится к расширению бизнес-структурами в приграничных регионах России.

На сегодня Монголию инвестируют 73 страны мира, Россия занимает 6 место по этому параметру и 3 по количеству компаний, проводимых свою деятельность на её территории.

Для сравнения приведу несколько данных по инвестициям в экономику Монголии других стран. Так., Китай по размерам инвестиций лидирует последние 7 лет, а на протяжении последних 5 лет является самым крупным торговым партнёром Монголии. К 2005 году в стране зарегистрировано 1600 китайских компаний, общая сумма инвестиций которых за последние 10 лет составила 460 миллионов долларов США, более 80 американских компаний, их капиталовложения составили 50 миллионов долларов США.

За последние 10 лет среди стран-доноров и гуманитарных организаций Япония больше всех оказала безвозмездную помощь Монголии – 1550 миллионов долларов США. За ней следует Азиатский Банк Развития  (54 миллиона долларов, кредиты на 570 миллионов) и Всемирный Банк (кредиты в размере 300 миллионов долларов). Россию представляют в Монголии 420 компаний, размер инвестиций за последние 10 лет составил 37 миллионов долларов. В связи с этим грузопотоки монгольских товаров переориентировались в Китай, страны Юго-Восточной Азии, другие страны мира, которые создают для монгольских товаров более благоприятные условия.

Несмотря на это, Монголия имеет значительные возможности по привлечению российских инвестиций на взаимовыгодных условиях. Это, прежде всего, общая граница протяжённостью в 3219 км, многолетние добрососедские отношения и традиционное сотрудничество, прямые воздушные и железнодорожные пути и автомагистрали.

По мнению монгольских и российских экспертов, причинами снижения товарооборота между Монголией и РФ являются:

1) неблагоприятная экономическая обстановка в обеих странах,

2) сложная система взаиморасчетов,

3) высокие российские таможенные тарифы на монгольские товары,

4) высокая стоимость перевозки грузов,

5) несовпадение по времени товарных потоков из России и Монголии,

6) слабость контактов между монгольским правительством, руководством монгольских аймаков, с одной стороны, и администрациями сибирских регионов, с другой стороны,

7) сохранение во многих случаях бартерной формы расчётов, особенно при недостатке денежных средств у той и другой стороны,

8) неразвитая система гарантий сделок и инвестиций, проблемы транспортного и таможенного обслуживания.

По состоянию на конец 2005 года общее поголовье скота Монголии составило более 30 миллионов голов. Бывшему СССР экспортировалось 40 тысяч тонн мяса в год. Этот объём постоянно падал и в 2004 году на российский рынок Монголия поставила только 8 тысяч тонн. Основной проблемой в сфере торговли мясом между нашими странами, является сезонный характер его заготовки в Монголии, которая проходит в августе и сентябре.

Помимо этого, имеются и другие, более сложные затруднения. Например, в связи с тем, что ветеринарная служба РФ выдаёт с опозданием квоты на импорт мяса, российские ветеринары приезжают в Монголию после завершения сезона заготовки мяса и требуют пробы и анализы именно того времени, когда проходил забой скота. Квоты на торговлю мясом с Монголией выдают только в Москве. Право на получение квот монополизировали несколько компаний, что создаёт возможность оказывать некорректное давление, связанное с платежами. К примеру, «Бурятмясопром» до настоящего времени не завершил платежи по поставке мяса, осуществлённым в 2003 году.

В выступлении Посла России в Монголии О.М. Дерковского на Первом Дальневосточном международном экономическом конгрессе был поставлен вопрос, касающийся именно мясной темы, «почему бы право оформления лицензий на ввоз монгольского мяса и мясной продукции в Россию не передать из Москвы региональным ветеринарным службам?»

Зная сложное финансовое положение монгольских экспортёров, т.е. нехватку оборотных средств, зависимость от банковских кредитов, российская сторона, получив мясо, осуществляет платежи половины контрактной стоимости, а погашение оставшейся части растягивают на годы. Подобные несправедливые действия являются самыми существенными препятствиями в сфере торговли мясом между Монголией и РФ.

В то время, пока остаются нерешёнными вопросы затруднения экспорта мяса из Монголии в Россию, монгольские экспортёры мяса уже вышли па рынок Ближнего Востока, куда осуществляется поставка монгольской баранины, а в Японию импортируется конина.

В животноводстве Монголии значительный удельный вес занимает коневодство, в год заготавливается более 60 миллионов тонн, что составляет около 10 % в мясном балансе страны. Так, например, японская компания «Хэлси Пэтфудз» уже второй год осуществляет экспорт конины из Монголии в Японию. Монгольская конина является экологически чистым продуктом, отличается своим вкусом и качеством. Что же мешает закупать конину российской стороне, в особенности Читинской области, тем более, что для импорта монгольской конины не требуется получение квоты?

Несмотря на все эти трудности, для развития отношений России и Монголии складываются благоприятные условия.

Во-первых, заложена правовая база сотрудничества, которая тем не менее требует дальнейшего развития, особенно в сфере регулирования прямых контактов между регионами РФ и аймаками Монголии, что вполне реально, так как российские регионы и монгольские аймаки могут самостоятельно решать вопросы сотрудничества во внешней торговле на региональном уровне.

Во-вторых, в системе монголо-российских отношений произошло важное событие - списание Россией 98% задолженности Монголии по советским кредитам. Такое решение российского руководства является важнейшим шагом вперёд в деле укрепления взаимного доверия двух стран; оно способствует созданию благоприятного политического климата.

В-третьих, в Монголии сохраняются крупные совместные предприятия, являющиеся   главной   опорой   российско-монгольского   экономического взаимодействия. Это горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт» (ГОК), который на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире производителей медного концентрата. (Его производство составляет 400 тысяч тонн в год. За время своего существования ГОК «Эрдэнэт» поставил в СССР 1,5 миллионов тонн медного и более 20 тысяч тонн молибденового концентратов). Однако в настоящее время поставки в Россию практически прекращены.

А также производственное объединение «Монголросцнетмег» и акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» (АО), которая играет важную роль не только для Монголии, но и для России, и для Китая. На последние два совместных предприятия приходится более половины всех совокупных валютных поступлений в Монголию.

В  настоящее  время около 20% официально  зарегистрированных  в Монголии предприятий с иностранными капиталовложениями составляют хозяйственные структуры с участием российских инвестиций. Необходимо отметить, что Монголии работают несколько компаний со 100-процентным российским капиталом: «Зарубежстрой», «Зарубежводстрой», «Золотой Восток-Монголия»,  а также совместные  компании  «Инкон»,  «Эрдэнэтстрой», выполняющие строительно-монтажные работы на сумму не менее 25 миллионов долларов США в год.

По оценке монгольских экономистов, именно крупные предприятия могут стать основой в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Развитие старых и создание новых предприятий с участием российского капитала требует дополнительных энергетических ресурсов. В связи с этим, экспорт электроэнергии из России является стратегически важным направлением для каждого из внешнеторговых партнёров. Здесь речь идёт не только о прибыли, но и об обеспечении жизнедеятельности совместных предприятий.

Россия, как участник АО «Улан-Баторскай железная дорога», обладает рядом преимуществ перед конкурентами из других стран. Недалеко то время, когда Монголия вольётся в сеть трансазиатских железных дорог. Решение этой проблемы лежит в русле экономических интересов России как акционера УБЖД, поскольку усиление грузовых и пассажирских перевозок транзитом через Монголию приведёт к загруженности Транссибирской железнодорожной магистрали. Поэтому сотрудничество в области железнодорожного транспорта является одним из важнейших направлений монголо-российского сотрудничества.

Как сообщают средства массовой информации Монголии, разработан мастер-план российско-монгольского АО «Улан-Баторская железная дорога» на период до 2021 года, в реализации которого проявляет глубокий интерес японская организация международного сотрудничества «ЛКА» («Жайка»).

Энергетика и транспорт - два направления российско-монгольского сотрудничества обеспечат развитие торгово-экономического сотрудничества, в том числе, деятельность совместных предприятий. Руководство Монголии намерено активнее привлекать внимание России и её регионов к вопросу формирования свободных экономических зон. Это значительно расширит возможности и выгоды межрегионального сотрудничества в целом.

Одним    из    перспективных    направлений    российско-монгольского сотрудничества считается совместное развитие туризма. По состоянию на 01.12.2005 г. Монголию посетило 360 тысяч иностранных туристов, и только 40 тысяч из России, что на 18.7 % больше показателя аналогичного периода предыдущего года. Доход от иностранного туризма достиг 250 миллионов долларов США.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно выделить следующие основные
направления сотрудничества между Монголией и Россией:

• совершенствование законодательной  базы, регламентирующей вопросы сотрудничества двух стран;
• принятие закона о приграничном сотрудничестве;
• повышение эффективности деятельности совместных предприятий;
• стимулирование инвестиционной деятельности;
• либерализация торговли;
• сотрудничество в обрабатывающей промышленности;
• сотрудничество в сельском хозяйстве;
• дальнейшее развитие контактов в гуманитарной области.

В концепции внешней политики Монголии приоритетным направлением является развитие и расширение всестороннего торгово-экономического, научно-технического сотрудничества с Российской Федерацией. Это сотрудничество между Россией и Монголией сегодня должно строиться на принципах равноправия, взаимной выгоды и взаимоуважения интересов обеих сторон.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское Информационное Агентство
http://www.radiopopa.ru/